1 июня – День защиты детей. Первое место, куда за защитой обратится ребенок, – родной дом, главные люди, у кого он попросит о помощи, – мама, папа, а если повезет родиться в многодетной семье, то и братья, сестры… Гимн многодетной семье – от православной мамы, рассказывающей, каков же он, собирательный портрет хранительницы очага большого семейства.
Песочная эпопея
Недавно разговаривала по телефону с подругой, и она пересказала мне статью о многодетной маме, которая творит чудеса: успевает не только за детьми без посторонней помощи смотреть, но и собой заниматься – участвует в певческих конкурсах, посещает салон красоты и фитнес-клуб… Действительно, чудеса! В основном, я общаюсь с «обыкновенными» мамами.
– Я из песочницы не вылезаю! – заявила мне моя давняя подруга. – Только один из «песочного» возраста выходит, как уже следующий готов стать строителем куличиков-пасочек!
Конечно, это не только к песочнице относится. Сейчас приходится по-настоящему учить детей всем тем незамысловатым дворовым играм, которые в нашем детстве передавались по наследству и казались естественным проявлением жизни во дворе. Сейчас не так. И ребёнок, как правило, играть совсем не умеет – разве что в компьютерные игры. Потому что нет преемственности: каждый ребёнок одинок в своей семье, у него нет ни старших братьев и сестёр, ни младших. Кто ему расскажет и покажет «выбивало» или «салочки»? Кто будет гонять с ним в «соловья-разбойника» или просто « в разведчиков»? Если вы и увидите во дворе компанию детей старше семи лет, то они собрались исключительно для обсуждения виртуальных игр и дел. Гуляют во дворе только малыши с мамами, и тут песочница для них – прекрасная находка: возле неё достаточно просто сидеть и отдыхать от беготни за своим шустрым чадом. Но кроме того…
О да! Песочница – это совершенно особый этап в жизни ребёнка и его мамы. Начнём с того, что песочница – это самое первое место общения малышей, средоточие детской творческой жизни вне дома. Где ещё маленький человечек сможет самостоятельно что-то построить и без сожаления разрушить (правда, на первых порах, разрушить исключительно построенное другими)?
В каком ещё месте малыш научится строить также и отношения с другими людьми? Где произнесёт своё первое «пожалуйста» и возьмёт поиграть чужую формочку или лопатку? На самом деле, в песочницах очень хорошо видно, какая семья у ребёнка, как он воспитан. Некоторые малыши не умеют общаться совсем – они только отнимают у других игрушки и не дают поиграть в свои. По реакции их мам можно точно определить, какой вырастет человек: некоторые мамы никак не борются с детской жадностью – мол, перерастёт, это у всех бывает! У всех бывает, да, ребёнок вдруг осознаёт себя как личность, а свои вещи как особые, его личности принадлежащие. Тем не менее, малышу надо дать понять, что только совместная игра приносит радость, а поэтому игрушками можно и нужно делиться.
Есть, правда, и другие мамы, которые впадают в такую крайность: «Сыночек, отдай ему игрушку, пусть поиграет!» И сыночек отдаёт и отдаёт своё, разрушая только нарождающиеся чувства собственности, ценности его личности. А у безнаказанного «захватчика» отобрать свою игрушку становится практически невозможно, ребёнок не получает назад свои игрушки, чувство справедливости и правды поругано, а мама обещает: «Ничего, я тебе новую куплю!» Так ребёнок не просто отучается бороться за своё – не обязательно кулаками, а хотя бы морально, он ещё и становится обыкновенным потребителем: пусть мама всё решает, пусть всё делает за меня, а я буду просто сидеть и ждать новых удовольствий.
Тут, конечно, идеал – золотая середина. Я учила своих детей делиться, но требовала, чтобы и они не брали чужое без спроса, и их друзья чтобы тоже соблюдали правила поведения. Это трудно только на первых порах. Потом можно лишь изредка посматривать на них и гасить конфликты с новоприбывшими, незнакомыми с нашими порядками.
 
Ну и конечно, песочница – прекрасное место для познания окружающего мира, который уже не ограничивается своей семьёй и тесными пределами прогулочной коляски. Дети из разных семей незаметно, но действенно делятся своими опытом и познаниями.
Я вспомнила, как сама сидела в общей песочнице сразу с четырьмя своими детьми, когда мы жили в большом дворе строящегося района. Весна была жаркая, песок высох, и каждый ребёнок приносил из дома в маленьком ведёрке воду, чтобы увлажнить свой кусочек песка. Сосед наш Вовка сделал похитрее: он в своё ведерко добавил песочек и развёл там жидкую кашицу.
– Вот я сейчас полью ваши куличики соусом!
– А что это за соус?
– «Пита-Чили!» (а на слух это прозвучало как «пяточили»).
Тут мои два мальчишки трёх и пяти лет как принялись хохотать!
– ПятачкА мочили!
– Пятки точили! Ха-ха-ха!
Моя старшая дочка-школьница с возмущением повернулась ко мне:
– Вот видишь, до чего доводит твоя нелюбовь к покупным соусам – они же ничего не смыслят в элементарных вещах!
На что Герка, защищая меня, с присущим ему чувством юмора ответил:
– Ты ещё скажи спасибо, что мама не готовит нам соус по рецепту Хильдур Бок – для маленьких огнеедов!
Тимка, только что прочитавший «Карлсона», тут же перестал смеяться и с благодарностью откликнулся:
– Спасибо, мамочка! Ты у нас такая добрая!
А я действительно очень люблю специи и дома держу их в специальных баночках, но применять их с полным размахом – увы! – не имею возможности: ни дети, ни муж мою любовь к соусам не разделяют.
Кастрюля все больше
Кстати, о готовке.
– Я не женщина, я кастрюлька! — воскликнула в сердцах другая моя знакомая. – Каждый раз я беру кастрюлю всё больше, но, сколько ни приготовь, назавтра она опять пуста!
 
Абсолютно точно – проверено на опыте! Дети растут, количество их тоже растёт, а вот безразмерных кастрюль ещё никто не придумал: приходится маме считаться с размерами своей плиты. Тут я не раз вспоминала русскую печь, в которой мне одно время довелось готовить. Вот где уникальная помощница большой семьи! Поставить туда можно сразу несколько больших чугунков – и первое, и второе, и третье. Я, например, закладывала в сыром виде все овощи на борщ в один самый большой чугун, крупу на кашу засыпала в средний, а мясо или рыбу – в маленький, в маленький же другой – фрукты на компот. Всё заливаешь водой, накрываешь крышками, ставишь в печь и закрываешь заслонкой. Через час просто достаёшь готовые блюда, которые в процессе приготовления не надо ни мешать, ни ещё как-то обрабатывать. Чудо как удобно! А вкус какой! А запах! А какие пироги в русской печи — таких ни за что в духовке не испечёшь! Мои до сих пор их вспоминают: «Вкуснятина!» А как быстро: пирожки с черникой мы пекли десять-пятнадцать минут!
Опять за уроки
– Знаешь, я даже в школе не сидела столько за уроками, – жалуется мне моя бывшая одноклассница – отличница и медалистка. Как я её понимаю! Если старшие школьники уже практически не доставляют хлопот, разве что английским я с ними занимаюсь до сих пор, то с младшими приходится в буквальном смысле слова сидеть часами. Один мой сын даже говорил мне: «Мам, ты не помогай мне, ты просто сиди рядом!» И действительно, пока я сидела, он быстро и аккуратно считал, писал и решал, но стоило мне уйти, процесс стопорился настолько, что вернувшись, я заставала его сидящим над той же самой буквой или цифрой, на которой я его оставила. И я снова садилась рядом… а в это время в соседней комнате разыгрывалось побоище, на плите благополучно выкипал суп, а малыш в кроватке просыпался и начинал пищать в надежде, что его услышат и покормят…
 
Но ведь это ещё не всё: каждая мама скажет вам что-то своё, заветное. Одна поведает, сколько сил уходит на «вождение» детей по кружкам и секциям, уж не говоря о том, сколько на это уходит денег. Другая расскажет, как нелегко даётся музыкалка или художка («А у каждого, представь, свои наклонности: Маша поёт в хоре, Федя мечтает стать тренером по тхэквондо, а Кирюша рисует даже на салфетках! Нет чтобы всем интересоваться чем-то одним!»).
Центр вселенной
А я скажу, что все многодетные семьи отличает одна общая черта: они хорошо осознают, что мама – центр их вселенной. И мамы это тоже хорошо понимают, поэтому и не вылезают из песочницы, сидят с детьми за уроками, готовят бесконечные обеды…и сил на это хватает! Разве это не чудеса!
Юлия КОМАРОВА
В основе материала – 
 публикация сайта Симферопольской епархии


