Успение Богоматери: когда смерть становится праздником
ДЕТИ В ЦЕРКВИ
Новости
и статьи
Фото
Видео
Меню

Успение Богоматери: когда смерть становится праздником

27.08.2014 Успение Богоматери: когда смерть становится праздником Один из самых красивых православных праздников – Успение Пресвятой Богородицы. Светлый и радостный – его иногда даже называют летней Пасхой. Почему же день смерти Богородицы это радостный праздник? Об этом как раз и говорится в богослужебных песнопениях дня.

Православная Церковь учит, что Дева Мария, послужившая Воплощению Бога, была Сыном Своим воскрешена, взята на небеса и, приняв под свое покровительство весь человеческий род, ходатайствует за него перед Богом, почему и именуется Царицей Небесной. Этому были свидетелями апостолы, чудесным образом собравшиеся в Иерусалиме. Отдельно говорится об апостоле Фоме: он опоздал, для него открыли гробницу и увидели, что тела Пресвятой Богородицы нет, что Она вместе с телом взята на Небо.

Естественно, что и само праздничное богослужение и особенная служба погребения Божией Матери, напоминающая утреню Великой Субботы, украшается многочисленными красивыми напевами, композиторскими сочинениями.

Тропарь и кондак праздника, выражающие его основные мысли, могут быть спеты самыми разными напевами – от вариантов обиходного до древних и композиторских.

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Богородица! При рождении Христа Ты сохранила девство, и после смерти не оставила мира. К жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную.

В молитвах неусыпную Богородицу и в ходатайствах нашу непоколебимую надежду гроб и смерть не удержали. Потому что Вселившийся в Её вечно девственное чрево перенес Её к жизни как Матерь Жизни.


Тропарь напева Киево-Печерской Лавры



Тропарь греческий



тропарь болгарский



тропарь сербский



еще вариант сербский



тропарь на греческом, румынском, арабском, славянском, английском, испанском и польском языках



тропарь знаменный



Во многих храмах, где будет хоть малейшая возможность, кондак праздника споют на Киево-Печерский роспев трио или хором:
Кондак Успению Богородицы напева Киево-Печерской Лавры



Сочинение на этот текст Сергей Васильевича Рахманинова часто исполняют на запричастном стихе: Кондак Рахманинова



Современные композиторы тоже приносят свои творения в дар Богородице:
Кондак Успению Й.Хиндрикс



Значимым песнопением утрени будет величание:
* Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.


Величание Успению Божией Матери



Величание Успению Божией Матери напева Киево-Печерской Лавры



Красивые напевы Киево-Печерской лавры широко используются и при пении праздничных стихир.

О, дивное чудо! / Источник Жизни / во гробе полагается, / и лествица к Небеси гроб бывает. / Веселися, Гефсимание, / Богородичен святый доме. / Возопием, вернии, / Гавриила имуще чиноначальника: / Благодатная, радуйся, / с Тобою Господь, / подаяй мирови Тобою велию милость .

О дивное чудо! / Источник жизни кладут в гробницу / и лестницею к небесам гроб становится; / веселись, Гефсимания, / Богородицы святой удел! / Воззовем, верные, / Гавриила имея предводителем: / "Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, / подающий миру чрез Тебя великую милость!"


Стихира о дивное чудо



Греческий оригинал стихиры заметно отличается от более поздних, привычных нам мелодий.
Стихира на Успение о дивное чудо Греческая



стихира на стиховне напев Супрасльского монастыря



стихира В славном Успении



Стихиры на хвалитех напева Киево-Печерской Лавры



Егда преставление пречистаго Твоего тела готовляшеся, / тогда апостоли, обстояще одр, / с трепетом зряху Тя; / и ови убо, взирающе на тело, / ужасом одержими бяху, / Петр же со слезами вопияше Ти: / О Дево, / вижду Тя ясно простерту просту, / Живота всех, и удивляюся, / в Нейже вселися будущия жизни наслаждение. / Но, о Пречистая, / молися прилежно Сыну и Богу Твоему / спастися стаду Твоему невредиму.

Когда подготовлялось пречистого Твоего тела перенесение, / тогда Апостолы, окружая одр, / с трепетом на Тебя взирали, / и одни вглядываясь в тело, / изумлением были охвачены, / а Петр со слезами взывал Тебе: / "О Дева, явственно вижу Тебя простертой навзничь, / Жизнь всех, и поражаюсь / Той, в Которую вселилась жизни будущей Услада!" / Но, о Пречистая, моли усердно Сына Твоего и Бога / о сохранении града Твоего невредимым.


КПЛ - Успение (стихира и Светилен)



Во многих местах священнослужители составляют трио и поют эту стихиру посреди храма. Из великого почтения ко Пресвятой Богородицы не считают для себя зазорным участвовать в пении и архиереи:
«Егда преставление» с архиереем



Светилен:

Апостоли, от конец совокупльшеся зде, / в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, / и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой.

Апостолы, собранные сюда с концов земли, / в Гефсиманском селении погребите тело Мое, / и Ты, Сын и Бог Мой, / прими дух Мой!


Так поёт мелодию светильна напева Киево-Печерской Лавры знаменитая певица Дивна Любоевич



На литургии особо заметным отличием будет задостойник:

Задостойник напева Киево-Печерской Лавры



В греческой церкви, от которой когда-то мы приняли традиции православного пения, напевы весьма отличаются: задостойник греческий



Помимо собственно успенских в день (а, точнее, в вечер) Погребения Богородицы можно услышать и уникальные песнопения. Сходные с пением

Великой Субботы. Например, благословенны с текстом, который поётся раз в год.

«Благословенная Владычице» - Шамордино



Торжественное богослужение Погребения Богородицы совершается там, где происходили эти исторические события – в Гефсимании:



специально для портала "Приходы" игумен Силуан (Туманов)
Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓