У верующих людей бывает больше детей оттого, что деторождение понимается ими как...
28.04.2023
Троица Единосущная и Нераздельная!
19.06.2016Праздник Святой Троицы или Пятидесятница запоминается многим нашим соотечественникам как праздник березок и травы, густо развешанных или разброшенных по всему храму. Для многих даже будет неким потрясением узнать, что все это совершенно не обязательно, и смысл праздника отнюдь не в прославлении природы.
В церковных песнопениях праздника излагается учение Православной Церкви о Святой Троице и об участии всех Лиц Святой Троицы в деле спасения человека. По обещанию Господа нашего Иисуса Христа Дух Святой пребывает ныне в Церкви Христовой. И всякий верующий христианин — причастник Духа Святого при условии покаянного обращения к Богу и исправления жизни, стремления к святости и чистоте, сыновнем отношении к Богу Отцу.
* Пятидесятница — исполнение ветхозаветных прообразов и обещания Христа Спасителя об ниспослании Св. Духа (стихиры на Господи воззвах, стихира на литии);
* Вера в св. Троицу засвидетельствована пророками, апостолами и мучениками (5-я стихира на Господи воззвах);
* Говорение на разных языках дано апостолам специально для проповеди христианства (2-я стихира на Господи воззвах);
* Разделение народов, бывшее в результате столпотворения, преодолевается «славой боговедения» (стихира на «Слава, и ныне» на стиховне, кондак праздника);
* Сошествие Святого Духа – запечатление Нового Завета, последнее событие Евангельской истории, начало истории Христовой Церкви (канон праздника).
Основными песнопениями праздника, кратко передающими его главную идею, всегда бывают тропарь и кондак:
Тропарь:
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе.
Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе.
Кондак:
Егда снизшед языки слия, разделиша языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа.
Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделил народы; когда же огненные языки раздал, Он всех призвал к единству (в Богопочитании), потому и мы единодушно славим Всесвятого Духа.
Изначальный, византийский напев тропаря светел и мелодичен:
греческий тропарь троице
Мелодии тропаря в славянских Церквях, стилистически тоже напоминают греческую:
сербский тропарь, девочка поёт
сербский тропарь
сербский напев композитор
Русский напев тропаря и кондака значительно отличается от греческого прародителя:
Тропарь Пятидесятницы греческого распева в обработке Дмитрия Соловьева
В Троице-Сергиевой Лавре и во многих других храмах обязательно в этот день споют сочинение композитора С.Зубачевского.
Самая известная стихира этого дня – она же самая известная молитва к Святому Духу:
Царю Небесный, / Утешителю, Душе истины, / Иже везде сый / и вся исполняяй, / Сокровище благих / и жизни Подателю, / прииди и вселися в ны, / и очисти ны от всякия скверны, / и спаси, Блаже, души наша.
Царь Небесный, / Утешитель, Дух Истины, / везде пребывающий / и всё наполняющий, / Сокровищница благ / и жизни Податель, / приди и вселись в нас, / и очисти нас от всякой скверны, / и спаси, Благой, души наши.
Напевов этого текста множество: от простейших и древних до сложных композиторских сочинений.
греческое царю небесный
обиходное русское царю небесный
византийское царю небесный на славянском
демественное царю небесный
раннее русское многоголосие царю
ранний партес русское царю небесный
грузинское царю небесный
царю небесный А. Кастальского
царю небесный В. Пономарев
А вот так греки споют другую стихиру, с которой начинается праздничная вечерня:
Пятдесятницу празднуим, / и Духа пришествие, / и предложение обещания, и надежди исполнение, / и таинство елико, яко велико же и честно. / Темже вопием Ти: / Содетелю всех Господи, слава Тебе.
Пятидесятницу празднуем / и Духа пришествие, / и срок осуществления обещания, / и надежды исполнение. / И какое таинство! / Сколь великое и досточтимое! / Потому мы взываем Тебе: / "Создатель всего, Господи, слава Тебе!"
греческая стихира пятидесятницу празднуем и духа пришествие
После полиелея в храмах торжественно будет спето величание праздника. Есть немало сочинений композиторов разных лет, но наиболее популярное – Б. Додонова.
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.
Ирмосы праздничного канона украсит музыка многих композиторов: А. Архангельского, диакона Сергия Трубачева, например.
А после канона особым напевом могут спеть светилен:
Всесвятый Душе, исходяй из Отца, / и Сыном пришедый к безкнижным учеником, / Тебе Бога познавших спаси и помилуй всех.
греческий экзапостиларий
Светилен Пятидесятницы с сопрано или тенором соло, по музыке А. Косолапова
обиходный вариант
На литургии вместо обычных антифонов будет спеты отрывки из псалмов, отражающих смысл праздника – 18, 19, и 20:
3-й антифон на литургии
Еще одной особенностью праздничной литургии является задостойник:
Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, / како в виде огненных язык явися Дух Святый. Радуйся, Царице, / матеродевственная славо, / всяка бо удобообращательная / благоглаголивая уста витийствовати не могут, / Тебе пети достойно, / изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. / Темже Тя согласно славим.
Апостолы, сошествие Утешителя видя, удивились, / как в виде огненных языков сошел Дух Святой. Радуйся, Царица, матерям и девам слава! / Ибо никакие подвижные красноречивые уста, / ораторствуя, не могут / Тебя воспевать достойно; / изнемогает и всякий ум, / стремясь постигнуть рождение от Тебя Христа; / потому мы Тебя согласно славим.
Конечно, особым напевом споют и причастный стих.
греческий причастен
Самый известный запричастный концерт этого дня - "Царю Небесный" сочинения С. Дегтярева. Торжественный и даже бравурный, он не сильно сочетается с текстом, но придает богослужению особо помпезный характер.
А после литургии на Великой вечерне будет исполнен Великий прокимен: Кто Бог велий, яко Бог наш? / Ты еси Бог, творяй чудеса.
В большинстве храмов при малейшей возможности диаконы будут стараться спеть свои слова на сложную мелодию, а хор ответит сочинением Д. Бортнянского.
Дивна Любоевич
хор Октоих
специально для портала "Приходы" игумен Силуан (Туманов)
Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓