А воспитатель – кто?

16.12.2021

E08BDAA20716305102821630510282---ds0821-2.jpg

Современные родители, жалуясь на то, как сложно им воспитывать детей, зачастую говорят об огромном количестве знаний и информации, которые приходится воспринимать маленькому человеку, о сложностях отношений в коллективе, о детских и подростковых субкультурах. Но даже православные родители зачастую забывают о том, что слово «воспитание» происходит от глагола «питать», а воспитывать означает вскармливать, взращивать душу. Как в воспитании могут помочь прозвучавшие еще полторы тысячи лет назад советы святых отцов, и важны ли личные качества и поведение того, кто воспитывает? Продолжаем поднятую вчера тему. Своим мнением делится протоиерей Борис Бакуменко, настоятель Георгиевского храма в городе Саласпилс (Латвия).

 

Воспитывать значит нравственно улучшать

В светском процессе воспитания, вне Церкви, отсутствует понятие о духе. Но если в человеке не взросли и не укрепились семена добродетели, то он становится лёгкой добычей порочных страстей, и ему не помогут ни энциклопедические знания, ни внешне усвоенные нормы светского поведения.

Обратимся к «Отечнику»: «Однажды авва Евагрий сказал авве Арсению: "Отчего мы при всей нашей учёности и нашем развитии не имеем ничего, а эти необразованные египтяне имеют такое возвышенное духовное делание?" Авва Арсений отвечал: "Из учений мира мы ничего не черпаем для духовного жительства, а они подвигами стяжали своё духовное жительство"».

Вот почему в духовном образовании важно не количество светских знаний, а состояние души, воспитанной в Православии. Святитель Климент Александрийский учит: «Практика, а не теория – область педагога. Не обучение, а нравственное улучшение – вот его цель».

И вновь «Отечник»: «Иеромонах Н., не понимая, почему старца Силуана почитают и посещают "учёные" люди, в беседе с отцом Мефодием, монахом, много лет заведовавшим книжной лавкой монастыря, заметил: "Удивляюсь, зачем они к нему ходят. Он, небось, ничего не читает". На это отец Мефодий ответил: "Он ничего не читает, но всё делает так, как там написано, а другие много читают, но ничего не делают"».

 

Добродетель надо показывать делом

Главной темой воспитания должно быть благочестие, которое немало поспособствует и светскому образованию.

«Святитель Пётр, митрополит Московский, в детстве обучался грамоте, подобно преподобному Сергию, с семи лет. Учился сначала тоже плохо, чем причинял немалую печаль родителям. Но поскольку он был скромен и благочестив, то за это Господь вскоре даровал ему и способность к учению. Однажды во сне он увидел некоего мужа, облечённого в архиерейские одежды, который сказал ему: "Чадо, открой уста твои". Пётр исполнил повеление. Тогда святитель коснулся его языка, благословил и затем отошёл от него. С тех пор всё, что учитель преподавал, Пётр весьма быстро усваивал и в короткое время превзошёл в учении всех своих сверстников. Так Господь награждает за благочестие!»

Каждый родитель должен задумываться о том, является ли он положительным примером для своего ребёнка. Ребёнок замечает все поступки, перенимая поведение своих родных. Вот почему воспитание надо начинать, в первую очередь, с самого себя.

«Авва Серии пошёл некогда со своим учеником Исааком к авве Пимену и говорит ему: "Не знаю, что мне делать с этим Исааком, хотя он и с удовольствием слушает мои слова". Авва Пимен отвечал: "Если хочешь доставить ему пользу, то делом покажи добродетель. Ибо он, и внимая твоему слову, остается праздным. А если ты (свои слова) покажешь на деле, то это останется в нём"».

Если родители осуждают других, ссорятся в присутствии ребёнка, то о каком воспитании благочестия может идти речь?

Некоторые мамы на исповеди жалуются, что сын связался с плохими друзьями и они научили его пьянствовать. Начинаем разбираться: дома на праздники ставили алкоголь на стол? На глазах у ребёнка выпивали, а когда подрос, наливали ему рюмку? Итак, кто стал первым учителем? А уже дальше он сам нашёл друзей по духу винопития. Желаете, чтобы он спасся, – не перекладывайте вину на друзей, а от всей души кайтесь, что стали причиной болезни своего ребёнка.

Если путём воспитания поставить в сердце ребёнка запруду против греха, то, попав в компанию, которая творит грех, он её покинет без сожаления.  

 

Воспитатель, воспитай самого себя!

Иногда поведение родителей приводит к страшным последствиям. Архимандрит Кронид рассказывал:

«В 1894 году в обитель преподобного Сергия прибыл помолиться крестьянин Яков Иванович. Когда я спросил о причине его грусти, он зарыдал, как ребёнок, и с тяжким вздохом сказал: "У меня есть сын Василий, восьми лет, одержимый странными припадками, которые выражаются излиянием хулы на святыню и невыносимым сквернословием. Наказывал я его строго и бросал в подвал, а он и там продолжает сквернословить и хулить всё святое. Лицо его делается при этом чёрным, и страшно на него смотреть". Выслушав, говорю отцу: "Ясно, тут дело дьявольское. Думаю, что есть какая-то особая причина, по которой дьявол осмелился приблизиться к чистой и невинной душе мальчика. Скажи мне по совести, не ругался ли ты сам когда-либо скверными словами, и не был ли свидетелем этой брани твой сын?" Яков Иванович сквозь рыдания проговорил: "Да, я сам виноват в грехах сына. Трезвый я не ругаюсь, но в нетрезвом состоянии ругаюсь в своём доме, при детях. Это мой тяжкий грех перед Богом и людьми" –"Кайся, Яков Иванович, слёзно кайся. Этот грех и служит причиной сквернословия и хулы твоего сына"».

Когда речь идёт о воспитании, то, как правило, всё внимание сосредотачивается на детях. Но, по Закону Божьему, все вышестоящие будут отвечать за воспитание подчинённых: священник – за паству, начальник – за рабочих, муж – за жену, родители – за детей, старшие дети – за младших.

Авва Исаак рассказывал:

«Жил я с аввой Феодором Фермейским, и тот никогда не заставлял меня ничего делать, но сам приготовлял трапезу и говорил мне: "Брат! Если хочешь, иди ешь". Я говорил ему: "Авва! Я пришёл к тебе, чтобы получить пользу, почему же ты не заставляешь ничего делать? " Но старец всегда молчал. Я пошёл и сказал об этом другим старцам. Они пришли к авве и сказали: "Авва! Брат пришёл к твоей святости, чтобы получить для себя пользу, почему же ты ничего не заставляешь его делать?" Старец отвечал им: "Конечно, я ничего не говорю ему, но если хочет, пусть делает то, что на его глазах делаю я". С того времени я опережал старца и делал то, что он хотел делать. Сам же он, если за что принимался, то делал молча и таким образом научил меня делать так же».

 

Благоразумный совет воспитателям

Некоторые пытаются воспитывать, опираясь на светскую литературу и полагаясь на свой разум, не призывая на помощь Господа, Богородицы и всех святых. И результат оказывается плачевным. Благоразумные молятся перед иконой Богородицы, именуемой «Воспитание».

Название этой иконы говорит само за себя. Перед ней родители молятся за своих детей, прося у Пресвятой Богородицы взять их под Её покров, послать им разум и наполнить сердце премудростью. Также до наших дней дошла и краткая молитва перед этим образом: «Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, Небесному покровительству».

Думается, что полезно будет просить Господа и Пресвятую Богородицу не только о воспитании детей, но и за паству, и за жену, и за прочих подчинённых, какие уж кому вверены.

 

Статья журнала «Доброе слово»
цитируется по публикации сайта храма
в честь иконы Богородицы «Умягчение злых сердец» в п.Адажи
(Латвийская Православная Церковь)

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓