Нешкольные школьные вопросы

30.04.2020

_MG_0615.jpg

Ребенок в храме. Что с ним делать? И надо ли делать вообще? Может быть, это дело семейное, и в воспитание и воцерковление не надо вмешиваться? Об этом, а также о том, зачем нужна приходская воскресная школа, какое место она должна занимать в жизни ребенка и его родителей, как не отпугнуть школьников от церковной жизни, размышляет протоиерей Олег Матвейченко, директор воскресной школы «Надежда» Троицкого храма города Люберцы в Московской области.

 

Надо ли участвовать в воспитании и воцерковлении детей? Очень даже надо. Вопросов здесь масса. Я остановлюсь на некоторых из них. В каждый храм приходят дети. И наша общая задача состоит в том, чтобы привести ребенка ко Христу, наполнить его жизнь радостью и смыслом, сделать каждый его день запоминающимся и неповторимым. Дети не имеют еще ни обширных познаний, ни достаточного воспитания, но их умы и сердца настолько искренни и бескорыстны, настолько отзывчивы и чутки, что именно в уподоблении детям Христос полагает одну из важнейших для взрослого задач на пути в Царство Небесное.

Часто получается, что, посетив занятие в воскресной школе, ребенок исчезает из поля нашего зрения на целую неделю. А это плохо, ибо неизвестно, как он и с кем проводит время. Подчас после этого не приходит вовсе. Это особенно актуально для больших школ, где, естественно, индивидуального внимания к ученику меньше.

 

Первый больной вопрос.
Как сделать, чтобы дети про нас не забывали?

Очень важно сделать так, чтобы и в будни в церковной школе двери не закрывались. Здесь поле для деятельности просто не имеет границ. Там, где воскресная школа – не периодическое явление, а постоянно живущий и действующий организм, ребенок довольно быстро понимает, что все жизненные пути, поступки, решения, стремления человека должны проходить не мимо Церкви и даже не рядом с ней, а только через нее. Ребенок чувствует, что здесь, в Церкви – его дом, центр его жизни, а все остальное строится уже вокруг этого центра.

Каждому ребенку необходимы игры, познание нового и общение со сверстниками. Играть и общаться ребенок будет там, где ему интересно, и с теми, кому он доверяет.

Сам собою напрашивается идеальный вариант: мы в храмах должны построить работу с детьми так, чтобы они стремились проводить время именно в церковной ограде. Для этого нужны самые разнообразные и увлекательные формы работы. Не нужно бояться самых добрых или подчас кажущихся необычными фантазий. Окружать при этом ребенка должны не посторонние ученики, а друзья или хорошие знакомые.

Этого достичь несложно, если в церковной школе, помимо уроков, будет большое количество разноплановых интересных мероприятий, в которых все постоянно участвуют вместе, где дети и преподаватели друг друга хорошо знают.

Эффект будет, только когда рядом друзья. Обратное плачевно. Немало школ, где преподаватели не знают своих учеников в лицо или даже по фамилии… Когда я проводил награждение призеров соревнований, встретился с подобными фактами. Но если в школе друг друга никто не знает, следовательно, там нет искреннего доверия и участия, нет дружбы и общения.

Надо иметь в виду, что в воскресной школе встречаются дети разной воцерковленности. Так называемые новоначальные довольно живо и непосредственно в процессе совместного общения с более опытными товарищами переходят на очередную ступеньку в своем духовном росте. Повторю: очень важно, чтобы вс е это общение происходило в непосредственной близости от храма, тогда ребенок без всякого принуждения довольно быстро усваивает то, что должен знать христианин его возраста.

2020-03-08_125.jpg

Да, есть трудности. Дети сейчас сильно загружены, бывает практически невозможно встречаться с ними в иные дни, кроме воскресного и, иногда, субботнего. Тогда нужно максимально разнообразить программу воскресного дня, даже в ущерб учебной программе. Опять же, для обучения совсем не обязательно проводить классический урок, ведь любое мероприятие можно сделать увлекательным и познавательным процессом. Викторина, олимпиада, концерт, поездка, спектакль с репетициями, творческий конкурс – при должной подготовке педагога это станет полезным в плане освоения учебной программы.

Подавляющее число преподавателей либо боятся, либо не считают необходимым отходить от учебной программы, даже если ничего другого, кроме уроков, в школе нет. Но разве это не прекрасно, если многое в своей начинающейся жизни ребенок увидит вместе со своими церковными товарищами? У нас огромное число примеров, когда дети поначалу просто поглядывали на наши игры сквозь церковную ограду, а теперь уже читают и поют на богослужении… Кроме того, если нет возможности встречаться с детьми чаще, тогда нужно обеспечить их такими домашними заданиями, чтоб дети о нас помнили.

Здесь речь не об увеличении объема заучиваемого материала. Надо, чтобы ребенок мыслил, трудясь над тематическими сочинениями, рисунками. Я сам много нового о своих учениках узнал после этого. Мне теперь проще понимать их внутренний мир, их желания, их проблемы.

Непременно надо давать задания, одновременно и развивающие ребенка, и укрепляющие семью. Нам в воскресной школе «Надежда» нравятся фотоконкурсы – утренняя зарядка в семье, семейный досуг дома и на выезде. Задания присылают на электронную почту. Да, это могут быть поначалу постановочные снимки. Но мы даем такие задания часто, и семья волей-неволей чаще собирается вместе.

 

Второй вопрос.
А сколько времени уделять ребенку?

Это неприятный для многих вопрос. Мы, если хотим видеть детей в храмах, должны завоевать доверие ребенка. Просто так, потому что так нужно, ребенок не придет. Время идейности для него еще не наступило.

Когда ребенок увидит, что в храме он дорог и желанен, что о нем всегда помнят, его всегда ждут и всегда готовы ему помочь, причем сделают это искренне и с радостью, вот тогда, поверьте, он вам будет готов доверить все свое свободное время. И его воцерковление – в ваших руках. Итак, учитель церковной школы всегда должен уметь находить время для ребенка. Невзирая на собственную занятость. Если ребенок почувствует (а он обязательно почувствует), что занятие с ним – это обуза или просто «профессиональный долг» преподавателя, то он утратит к нам доверие и отдаст свое время иным людям со всеми вытекающими отсюда подчас неблагоприятными последствиями.

Встречи с руководством и преподавателями областных воскресных школ дают в этой связи пищу для размышлений. Ряд преподавателей на вопрос о подготовке к занятиям отвечали: «Ну, как мы готовимся? Как все. Идешь на урок, за пять минут что-нибудь придумаешь…»

Итак, к ребенку – самое пристальное наше внимание. В конце концов, дети вырастут такими, какими мы их вырастим. И кто, как не Церковь, должен взять ребенка за руку и повести его по самой прекрасной дороге – пути следования за Христом?

2020_02_16_22.jpg

Кстати, многие в Церкви забывают, что дети живут в окружающем нас мире и впитывают в себя все его реалии. Да, нам не все нравится. И как важно объяснить ребенку (спокойно, рассудительно и с улыбкой), что хорошо, а что плохо из виденного и слышанного им за пределами храма, чем делать страшные глаза, лихорадочно креститься, кричать и дергать ребенка за руку, если, на наш взгляд, он воспринял что-то неполезное. Мы боимся, что мир нанесет ребенку нравственную травму, а, как правило, пугаем и травмируем своих детей сами. Важно осознать, что главное для ребенка – не увиденное или услышанное, а правильно сделанные выводы. И мы просто обязаны помочь сделать эти выводы.

Да, ребенок набрался от кого-то плохих манер и слов. Но не надо устраивать «конец света» и требовать не выходить из дома или не дружить с конкретным человеком. Надо помочь ребенку самому разобраться, оценить все и понять. И тогда он будет вашим другом, а не врагом. Запуганный ребенок, бесконечно во всем ограниченный волей старших, обязательно постарается эту волю нарушить.

Раньше, когда я сам был моложе, воспитанников в нашей школе было меньше, а времени у детей больше, мы со многими встречались ежедневно – на занятиях кружков, репетициях, тренировках (практиковали гандбол и регби). Многие просили индивидуальных занятий и консультаций для подготовки к экзамену, олимпиаде, для отработки роли в спектакле. Я несколько раз пробовал с учениками разобрать несколько заданных им тем по алгебре и геометрии. И у детей загорелись глаза от нелюбимых подчас уроков, ибо вс е происходило под сенью храма, среди друзей. А в такой атмосфере, мне вс е чаще кажется, детям будет интересно вс е, что мы им предложим. Вот, например, в нашем летнем лагере у ребят наибольший восторг вызывали задания по естественным и гуманитарным наукам, хотя, казалось бы, лето и хочется забыть обо всем, что связано с уроками.

Что касается индивидуальных занятий, невозможно переоценить их пользу. Ведь если в школе много учеников, то нечасто случается учителю посвятить время именно конкретному ученику, а в ходе индивидуальных консультаций спектр обсуждаемых вопросов, естественно, будет гораздо шире того, ради чего, собственно, собрались. Очень полезно будет, если учитель даже поиграет немного с учеником. Многие дети признаются, что такие консультации нередко дают им больше, чем весь учебный год. И самому учителю будет гораздо проще понимать своего воспитанника после таких занятий.

За всем вышесказанным важно не забыть, что дети – это всегда дети. Им нужно и поиграть, и побегать, и, простите, просто подурачиться. Не надо их за это ругать и осуждать. Хотя бывает и шум, и беспорядок, но это дети, и такое поведение им свойственно. Тот, кто захочет избавиться от шума и беспорядка, очень скоро избавится и от самих детей.

Есть очень простой способ придать детскому веселью неразрушительную форму – нужно просто его самому организовать и возглавить. Поэтому мы играем с учениками и в волейбол, и в гандбол, и в бадминтон, и в другие игры. И специально собираемся, и ездим в театры и зоопарк, и ходим в походы и используем несколько минут от наших ежевечерних встреч.

Всегда призваны помогать преподавателю вдохновляющие примеры из жизни известных (и не очень) педагогов. Всем известна биография знаменитого польского врача, писателя и педагога Януша Корчака, который в страшных условиях немецкой оккупации Польши в годы Второй мировой войны проявил поразительное мужество и любовь к детям. Он оставался со своими воспитанниками и в заключении в Варшавском гетто, и переступил вместе с ними порог газовой камеры в концлагере Треблинка в 1942 г.

Еще один пример – советский учитель Николай Кюнг. Он начал войну в 1939 году, когда принимал участие в освобождении Западной Белоруссии. Начало Великой Отечественной 22 июня 1941 года Кюнг встретил во главе курсантов полковой школы, защищая Волынское укрепление Брестской крепости. Будучи замполитом батареи 232-й дивизии Западного фронта, он был ранен в боях под Ковелем и попал в плен. Пройдя через несколько немецких концлагерей, летом 1943-го он попал в Бухенвальд, где работал подпольным учителем для детей (именно ему первому пришла идея организации школы в концлагере) и стал активным участником Сопротивления. Вот какими словами Николай Кюнг начал занятия в этой необычной школе: «Поздравляю вас, дорогие дети, с началом учебного года. Желаю вам следующий новый учебный год начать в своих родных местах и сидеть за настоящими партами с настоящими учебниками». Просуществовала школа почти восемь месяцев, а немцы так о ней и не узнали. Во время восстания 11 апреля 1945 года были освобождены узники Бухенвальда. Одним из руководителей этого восстания был Николай Кюнг. Кавалер орденов и медалей нескольких стран, он многие годы проработал учителем, а затем и директором школы №4 в Подольске.

 

Третий вопрос.
Кому принадлежит приоритет в воцерковлении –
семье или церковной школе?

Как известно, в ходе человеческой истории возникли и развились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Уже давно ученые спорят: семья или образовательные организации оказывают наибольшее влияние на становление личности ребенка?

Нельзя отказаться от семейного воспитания без урона для развития ребенка, ведь его сила и эффективность не могут идти в сравнение ни с каким, даже очень качественным общественным воспитанием. При этом современная семья не может воспитывать ребенка в отрыве от других образовательных организаций: ребенок ходит в детский сад, затем в школу, занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает спортивную секцию и т.д.

На рубеже XIX и XX столетий впервые по является идея сотрудничества образовательных организаций и семьи в деле воспитания ребенка, что нашло отражение и в практике советской школы. Ключевая установка нового образовательного стандарта: все воспитательные институты обязаны содействовать максимальному развитию ребенка и в связи с этим заинтересованы в объединении усилий, принимая во внимание те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый из них имеет те или иные преимущества.

Покажем некоторые преимущества и недостатки образовательных учреждений и семьи как института воспитания с помощью таблицы.

465427.png

Таблица показывает, что и у образовательных организаций (к коим относятся и наши приходские школы), и у семьи есть свои преимущества и недостатки. Поэтому важно объединить воспитание ребенка в семье с воспитанием его в коллективе сверстников. Необходимо взаимодействие.

«Открытость внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс образовательных организаций. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в ней, внести свой вклад в учебно-воспитательную работу. Для грамотного воспитания ребенка необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей реб енка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т.д. На практике же родители часто принимают ошибочные решения в процессе воспитания детей, испытывают значительные трудности.

Задача педагогов – помочь родителям. Это «открытость наружу». На наших приходах крайне необходимы совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, кружки, викторины, праздники, семейные конкурсы и соревнования, выпуск газеты, совместные просмотры фильмов, концерты, оформление помещений, благоустройство помещения и территории. Использование досуговых форм совместной работы способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

 

Четвертый вопрос.
Детской школе приходится работать с родителями,
иначе нет эффекта

Это даже не вопрос, а потребность, вытекающая из предыдущего вопроса. В воскресную школу приходят совершенно разные дети, с совершенно различным уровнем подготовки, из совершенно разных семей. Родители обладают неодинаковым уровнем педагогической культуры: кто-то много сил и времени уделяет воспитанию своего ребенка, кто-то считает, что «ему не до этого». Одни родители активно подключаются к нашей школьной жизни с ее мероприятиями, другие считают, что свою задачу по отношению к ребенку – «записали его в школу» – они уже выполнили. Поэтому мы просто обязаны в храмах заниматься не только с детьми, но и обязательно обращать внимание на их семьи.

Безусловно, это непросто. Но кто сказал, что мы должны искать для себя легких путей? Главное, что это правильно, а жалеть свое время и свои силы для Христа – о такой возможности, вероятно, не стоит даже и рассуждать.

Взрослые далеко не сразу воспринимают оказываемые им Церковью знаки внимания, в отличие от детей, которые с радостью и благодарностью принимают церковную заботу. Виной всему – то самое взрослое угрюмое раздробленное мировосприятие. Но проходят месяцы, иногда годы, взрослые видят, что, как оказывается, все это доступно, полезно, а подчас и интересно. И тогда за «сохранность» детей во многих семьях можно не переживать, ибо семья эта всегда на виду.

В настоящее время уровень педагогической культуры большинства родителей недостаточно высок, что негативно отражается на результатах воспитания и обучения ребенка в семье и становится заметным из-за низкого уровня воспитанности многих современных детей. Если привлекать родителей к участию в образовательном процессе регулярно, со временем их взаимопонимание и взаимодоверие с педагогами будет только возрастать и крепнуть. По мере того, как растут навыки родителей и увеличиваются возможности педагогического коллектива, возникают и развиваются новые разнообразные интересы.

2020-03-08_118.jpg

Трудно переоценить то значение, которое имеет семья, но у многих родителей не хватает ни педагогических знаний, ни опыта. Поэтому необходимо не только проводить образовательные мероприятия и учебно-воспитательную работу с детьми, но и заниматься информационно-просветительской и воспитательной работой с родителями, активно вовлекая их в процесс обучения.

 

Пятый вопрос.
Не перегружать детей,
они теперь и так сильно перегружены информацией

Чрезмерная образовательная нагрузка снижает заинтересованность. С другой стороны, все зависит от того, как построить процесс. Устать можно от небольшого, но скучного и нерационального занятия. Известный русский педагог С.А. Рачинский неоднократно указывал в своих статьях, что ученики являются с готовностью и способностью учиться целый день, надо этому уступать вопреки всем требованиям педагогической науки. Так у него дело и было поставлено.

Как ученики и учителя в школе Рачинского выносили практические беспрерывные занятия? Да просто учитель любил свое дело, любил детей и говорил обо всем с любовью, и эта любовь передавалась детям. А может ли наскучить любовь? По словам современников Рачинского, уроки в его школе «теряли значение отдельных уроков, а являлись составными частями общего целого, шагами на одном, ясном и для всех понятном пути к совершенствованию духовному».

И мы должны и наши уроки делать интересными мероприятиями, и наши мероприятия делать познавательными уроками.

 

Шестой вопрос.
О самом важном

Часто дети в церковных школах приобретают обширные познания, но не могут внятно ответить, зачем они здесь, для чего. Надо постоянно – на уроках, на мероприятиях – проводить мысль о том, что самое главное в нашей жизни, наш смысл, наша цель – Господь Иисус Христос. Мы следуем за Ним. Ради Него мы сюда пришли. И все делаем для того, чтобы приблизиться к Нему. Христос – главное. И об этом не надо стесняться напоминать постоянно. Любовь и стремление идти за Ним – главный итог знаний в воскресных школах.

И второе напоминание – о любви к богослужению. Чтобы научить этому ребенка, самому преподавателю надо знать и любить церковную службу. С.А. Рачинский утверждал: «Все, что может содействовать развитию искренней религиозности и притом церковной, вс е, что может внести церковный элемент в самый обиход школы, – все это должно быть предметом самого заботливого внимания со стороны педагогов».

_MG_9459.jpg

Церковному пению Рачинский придавал огромное значение. «Тому, кто знаком с нашим богослужением, – писал он, – кто окунулся в этот мир строгого величия, глубокого озарения всех движений человеческого духа, тому доступны все выси музыкального искусства, тому понятны и Бах, и самые светлые вдохновения Моцарта, и самые мистические дерзновения Бетховена и Глинки». «Кто овладел, – писал Рачинский, – хотя бы только службами Страстной седмицы, тот овладел целым миром высокой поэзии и глубокого богословского мышления».

 

Седьмой вопрос.
Полноценное участие священника
в жизни приходской школы

Это касается, в первую очередь, непосредственного общения с детьми. Безусловно, священник занят службами, требами, пастырством, общественной деятельностью. Но он же, служитель алтаря Господня, может проникнуть в такие сокровенные глубины детской души, где бессилен окажется даже педагог.

Протоиерей Олег МАТВЕЙЧЕНКО

Публикация журнала «Московские епархиальные ведомости»
приводится с небольшими сокращениями


Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓