«Чемоданчик» для воскресной школы

26.03.2020

00231213121246.png

В продолжении беседы с кандидатом богословия, кандидатом культурологии, автором учебных пособий для воскресных школ с диаконом Илией Кокиным о секретах православной педагогики зашла речь о том, как обеспечить пособиями и множеством других материалов приходскую школу, что называется, «под ключ», могут ли квесты, кроссворды и мультфильмы помочь детям познакомиться со своей верой, что интересует подростков, и как отвечать на их вопросы.

 

Отец Илия, в прошлый раз мы остановились на том, что недавно у вас вышел новый грандиозный проект – «Приходская школа "под ключ"», который может решить большинство проблем, связанных с работой воскресной школы. Давайте подробно поговорим об этом. Что нового в вашем проекте? Что за новый курс?

– Если говорить о принципиальной новизне, то она сводится к использованию в этом учебно-методическом комплекте современных форм подачи материала и современных методик преподавания, построенных на интерактиве. В комплекте четыре курса, каждый из которых рассчитан на определенную возрастную категорию – пять-семь лет, восемь-десять, одиннадцать-тринадцать и четырнадцать-семнадцать.

В основе каждого из курсов положено мультимедийное пособие – телевизионный цикл, благодаря чему нам не нужно покупать учебник на каждого ученика, просто в определенный момент урока учитель ставит небольшой видеоролик. Это позволяет подать материал более ярко и наглядно. Потом дети закрепляют полученные знания, выполняя задания в рабочих тетрадях, разыгрывая сценки или ставя эксперименты. Все это подробно, пошагово расписано в методических пособиях для учителя. Все задания из рабочих тетрадей продублированы в электронном виде на диске со справочными материалами, их можно просто распечатать на принтере. Благодаря этим решениям, один комплект (такой маленький, симпатичный чемоданчик) полностью обеспечивает всеми необходимыми материалами целую школу.

Действительно здорово! Теперь давайте подробнее поговорим о тех курсах, из которых состоит этот комплект.

– Первый курс называется «Основы христианской нравственности» и рассчитан на малышей – 5-7 лет. Занятие длится полчаса, и за это время происходит много всего. Каждый урок начинается с веселой зарядки, которая совершается под стихи, посвященные семи дням творения. Допустим с 1 по 5 занятие зарядка посвящена первому дню творения, потом с 6 по 10 – второму дню и т.д. Так дети в игровой форме усваивают азы Библейской истории, узнают о Боге-Творце, о том, что душа человека призвана к совершенству и для этого Бог дал нам заповеди. В качестве примера приведу отрывок из стихотворения про седьмой день:

Бог явился первым людям
(Мы обманывать не будем),
Поместил их в райский сад
(Это выше всех наград!),
Рассказал, что можно есть,
Сообщил благую весть:
«Я всё создал для любви,
Обучись ей и живи.
Тот, кто с доброю душой,
Поступает хорошо.
Не забудь про нашу встречу,
Помолись, и Я отвечу.
Если ближний не помог,
То всегда поможет Бог!»

К этим стихам придуманы упражнения, которые дети с увлечением выполняют. После зарядки дети смотрят серию из телевизионного цикла «Сказки для самых маленьких» (телеканал «Радость моя») – это небольшие кукольные спектакли по сказкам, причем в каждой из этих сказок заложен определенный нравственный принцип, который учитель обсуждает с детьми.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=piLodQLDl6w&feature=emb_logo

После спектакля дети выполняют задания из рабочих тетрадей. Это всевозможные раскраски, ребусы, лабиринты и еще много всего. Отдельная хочется упомянуть о пальчиковом театре: дети могут не только посмотреть сказку в качестве пассивных зрителей, но и сами представить некоторые из этих сюжетов. Для этого нужно вырезать в   рабочей тетради изображения персонажей, надеть на пальцы наподобие перстней и показать собственный спектакль. Это можно сделать в классе, а можно дома – для родителей.

34241332.png

Уверена, что на таких уроках дети не скучают. А чему посвящен второй курс?

Второй курс называется «Библейская история Ветхого завета», он рассчитан на начальную школу, детей восьми-десяти лет, и строится по телевизионному циклу «Остров открытий». В каждой из серии цикла есть две части: игровая – какая-то история из жизни современных детей и вторая часть – мультфильм по ветхозаветным событиям. В телевизионной части описывается проблемная ситуация, в которую попадают дети и пытаются ее разрешить, но в какой-то момент они оказываются в тупике, и им помогает взрослый (обычно это священник). Он появляется, объясняет, помогает, а потом рассказывает, что очень похожая история была в Ветхом Завете. Таким образом, мы показываем детям, что ветхозаветная история – это не мифы и легенды, это то, что актуально по сей день, потому что люди не изменились, мы до сих пор сталкиваемся с похожими жизненными ситуациями.  

Мы нашли интересный ход для этого курса – на уроке дети смотрят серию до того момента, когда назревает проблемная ситуация (в методичке прямо прописано, до какой минуты и секунды смотреть), потом учитель останавливает видео, а дети по ролям разыгрывают ситуацию из телефильма и сами ищут выход из нее. Потом они могут досмотреть серию, увидеть, какой выход из ситуации нашли герои фильма. После того дети смотрят мультфильм о ветхозаветном событии и выполняют задание в рабочей тетради.


А что делать, если в классе мало детей или очень маленькое помещение – разыгрывать сценку не с кем или негде? Мы и такой вариант предусмотрели. В конце рабочей тетради есть изображения основных героев сериала, эти изображения можно вырезать, сделать фигурки и с их помощью проиграть ситуацию прямо на парте. Ну, или ребенок может это сделать дома с родителями.

Я знаю, что 3-й курс из этого комплекта был создан раньше других курсов. Как так получилось?

– Действительно, 3-й курс был создан еще в 2013 году, можно сказать, что с него все началось.

Что же это за курс, и что в нем интересного?

Это «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа», я уже кратко рассказывал про этот курс в прошлый раз, сейчас расскажу еще немного.

Этот курс существует в двух форматах. С самого начала он выходил в бумажном варианте – это были две толстенные книги альбомного формата, учебник, хрестоматия и к ним еще рабочая тетрадь. Все вместе имеет объем около пятисот страниц. Так получилось, потому что пособие было богато украшено иллюстрациями – это и иконы, и религиозная живопись, и географические карты, и фотографии, и реконструкции зданий, упомянутых в Евангелии. Пособие получилось очень красивым и занимательным, но при том тяжелым и дорогим. Я долго думал, как это можно исправить. В итоге было решено оставить рабочую тетрадь бумажной, а учебник и хрестоматию поместить на диск. Именно такой вариант входит в комплект «Приходская школа».

Важный момент: диск не защищен от копирования, то есть, имея всего одно такое пособие, учебник и хрестоматию, можно скопировать его детям на их домашние компьютеры или планшеты. Это позволит ребятам не только подготовиться к уроку, что-то повторить, но и, например, детально рассмотреть все иллюстрации, ведь теперь их можно увеличить, чего нельзя было сделать с бумажным учебником.

В пособии материал дан сразу в нескольких форматах: помимо текста урока, есть тематические развороты, интересные факты, экскурсы в историю, рассказы о знаменитых картинах, связанных с темой урока, о различных артефактах, о единицах измерения, бытовавших во времена Христа и т.п. Также на полях даются короткие заметки на темы, связанные с темой урока.   

Например, к теме о конце света мы рассказываем об одном трагическом эпизоде, когда в 1492 году христианский мир ожидал конца света. По христианскому преданию, это был 7000-й год от сотворения мира. Люди рассуждали очень просто: в Библии сказано, что Бог сотворил мир за семь дней (Быт. гл.1-2), а еще в Библии говорится, что у Бога один день, как тысяча лет (2Петр. 3.8). Сделав несложные арифметические расчеты, люди решили, что если сейчас 7000-й год, то это конец седьмого дня творения и, соответственно, конец истории в целом. Кто-то из них начал продавать дома, перестал засевать поля, заботиться о завтрашнем дне. Конец света не наступил, но по понятным причинам в Европе наступил голод – люди сами себе устроили небольшой конец света. Примечательно, что в том же году Христофор Колумб открывает Америку. Казалось бы, два не связанных между собой события, но если задуматься, то можно прийти к очень важному выводу: в тот момент, когда человечество решило, что оно точно знает, как устроен мир и какие относительно него у Бога планы, Бог показал, что мир намного сложнее, чем считалось ранее.

После каждого урока идет хрестоматия. В ней даются богослужебные тексты, фрагменты Евангелия, потому что очень важно, чтобы ребенок соприкасался с Первоисточником, а также художественная проза и духовная поэзия – как классическая, так и современная.

Как и в двух первых курсах, в этом есть рабочая тетрадь. Но, если в тетрадях к двум первым курсам дается по два задания на урок, то в третьем курсе их уже четыре на урок.

0054324124.png

Что это за задания? Можете привести примеры?

– Да, в тетради есть и классические таблицы, и кроссворды, и задания, связанные с реконструкцией текста. Примечательно, что даже простые задания сделаны креативно и необычно. Например, к теме Введения во Храм Пресвятой Богородицы мы видим кроссворд, который построен в виде лесенки из пятнадцати ступеней, потому что, согласно Преданию, Богородица поднималась в Храм по такой лестнице. Отгадывая задания, мы как бы поднимаемся вместе с Богородицей. Есть задания, связанные с географическими картами – например, построить маршрут по следам паломничества Святого семейства в Иерусалим на праздник Пасхи. Люди собирались на этот праздник со всей Римской империи. Мы даем карту империи: зеленым цветом раскрашены главные дороги, якорями – портовые города. Когда я сам преподавал этот курс, то перед началом выполнения задания «расселял» весь класс по Средиземноморью. Сначала нужно было найти свой «родной» город, потом надо было проложить маршрут из своего города в Иерусалим. Задание довольно простое, но дети всегда с большим воодушевлением его выполняют.

Также в тетради есть задание с контурной картой – каждому апостолу присваивается определенный цвет, и потом нужно закрасить соответствующим цветом области, где проповедовал тот или иной апостол.

Есть задание, в котором ученикам предлагается попробовать свои силы в журналистике. Тема урока – воскрешение праведного Лазаря. Это чудо, как сейчас бы сказали, было одним из самых резонансных чудес, которые совершил Господь. Если бы сейчас произошло такое чудо – воскрес бы человек, который четыре дня официально считался бы мертвым, то это стало бы мировой сенсацией. Детям предлагается написать статью об этом евангельском событии. В хрестоматии к данному уроку приводится фрагмент Евангелия, где это событие подробно описывается. С точки зрения журналиста, это свидетельство очевидца, далее дается макет статьи, нужно придумать броский заголовок, анонс и, собственно, написать саму статью. К этому заданию также прилагаются иллюстрации – можно выбрать понравившиеся.

Еще пример творческого задания – дидактический синквейн. Нужно написать пятистишие, которое по своей форме напоминает японскую поэзию. Первая строчка – существительное, которое задает тему стихотворения, вторая – два прилагательных, третья – три глагола, четвертая – фраза из четырех слов, пятая строчка – одно слово (любая часть речи), которое подводит итог сказанному. В качестве примера приведу пятистишие, посвященное школе:

Школа
Сложная, увлекательная
Воспитывает, учит, развивает
Вся жизнь – это школа
Интересно.

По аналогии с этим примером надо написать синквейн на тему Пасхи.

Курс включает в себя и инновационные методики – учебное проектирование. Это методика, позволяющая развить у детей коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение отстаивать свою точку зрения. В одном таком задании нужно сделать перевод евангельского фрагмента с церковнославянского на русский, в другом – подготовить мультимедийную презентацию. А еще в этой тетради есть аппликация, паззлы, комикс и даже настольные игры. Одна из них – морской бой, где каждый кораблик – это какая-то страсть. Можно играть с соседом по парте в морской бой и заодно помогать ему «бороться со страстями».

Также в комплект «Приходская школа» входит диск с иллюстративным материалом – это все картинки из учебника в хорошем качестве, их можно выводить на экран во время урока. Диск также не защищен от копирования, поэтому каждый учитель может сбросить материал на флешку или диск, может комбинировать, добавлять что-то свое. Прежде всего, это сделано для удобства учителя.


Что же, мы подобрались к самой сложной категории – старшеклассники, до этих учеников, наверное, сложнее всего достучаться

– Да уж, по собственному опыту знаю, как непросто работать со старшеклассниками. Ну ничего, и для них мы приготовили много интересного. Этот курс имеет классическое название – «Закон Божий». Он строится по материалам одноименного мультемедийного пособия, в нем 55 серий – более девяти часов видеоматериалов. Здесь четыре блока. Первый посвящен Символу веры, второй – Таинствам, третий – двунадесятым праздникам, четвертый и пятый – житиям святых. То есть этот цикл затрагивает все основные аспекты Православной традиции – догматику, литургику, аскетику, историю. Важно отметить, что этот проект стал победителем конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2014 году. Кроме того, в рамках данного курса используются избранные серии из двух циклов киностудии «Богослов» – «Несколько слов о важном» (это цикл по сценариям отца Павла Великанова, проиллюстрированных посредством песочной анимации) и еще проект «Академия веры».

О последнем проекте хотелось бы сказать отдельно – это целый образовательный портал, помимо видеороликов, которые используются в нашем учебно-методическом комплекте, там есть статьи, интерактивные тесты, инфографика, игры и еще много интересного. «Академия веры» сделана очень толково и талантливо, в создании видеоцикла принимали участие студенты ВГИКа, это ресурс можно использовать для самообразования.


Еще в данный курс входит книга «Страх возводит стены, любовь строит мосты» – это две беседы со старшеклассниками. В минувшем году книга стала призером конкурса «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшая книга для детей и юношества»

Расскажите, пожалуйста, о своей книге для подростков. О чем она?

– Как можно понять из названия, это беседы о страхе и любви. Собственно, книга родилась из бесед с подростками и молодежью. В течение семи лет я преподавал в православной гимназии и столкнулся с проблемой, с которой сталкиваются все учителя старших классов: очень тяжело завоевать внимание подростков. Старшеклассники все время сидят в телефонах, они начинают смеяться, если начинаешь говорить о чем-то серьезном. Однако иногда все же удавалось найти тему, которая вызывала у старшеклассников неподдельный интерес, и ученики откладывали телефоны, начинали спорить, что-то доказывать.

Спустя несколько лет я проанализировал этот опыт и понял, какой круг тем им интересен – по большому счету, это две большие темы: страх (смерть, болезнь, потеря близких) и любовь (прежде всего, взаимоотношения полов). А через эти две большие темы можно затронуть и другие глобальные мировоззренческие вопросы. В книге темы «Беседа о страхе» и «Беседа о любви» делятся на четыре подтемы, где рассматриваются самые разные вопросы.

Я очень благодарен редактору издательства «Никея» Марине Нефедовой, которая в аннотации к изданию написала, что это «смелая книга». Действительно в ней затрагиваются темы, которые взрослые, а тем более православные взрослые, стараются избегать. А подростки хотят от нас слышать ответы, прежде всего, именно на те вопросы, которые затронуты в книге.

Когда я преподавал, у меня было одно важное правило: я старался готовиться к урокам, находить интересный материал, как-то интересно ставить вопросы, но если вдруг поднималась рука и ребенок задавал вопрос, абсолютно не связанный с темой урока, я считал нужным оставить все и говорить с ребенком о том, что в этот момент интересно ему, а не мне. Так вот, эта книга как раз построена на темах, о которых сами подростки хотят поговорить.

А есть ли какие-то задания к четвертому курсу?

– В отличие от трех предыдущих курсов, в четвертом нет рабочей тетради. Здесь есть проверочные тесты, они представлены на диске со справочными материалами в электронном виде – их можно распечатывать и пользоваться.

А еще на каждом уроке предполагается выполнение задания, в котором используются инновационные образовательные методики; они помогают максимально вовлечь учеников в происходящее на уроке. Например, есть задание в форме дискуссионного клуба, я назвал это задание «Поместный собор»: класс выбирает председателя «собора», потом собравшимся предлагается некая проблема, все члены «собора» высказывают свое мнение по данному вопросу, происходит дискуссия, затем вопрос ставится на голосование. Есть задание «Онлайн-путешествие»: ученики ищут на карте Google Maps христианские достопримечательности, например, место, где проходил I Вселенский собор. Сайт позволяет «обойти» этот храм вокруг, «зайти» внутрь – все это очень оживляет ход урока. Есть задание «Коллективное эссе», когда каждый ученик пишет по одному предложению, дополняя и продолжая высказывание предыдущего ученика. Получается интересно и иногда забавно (по понятным причинам, это задание называется «Письмо Дяди Федора»).

45234214-2.png

Наверное, самый главный вопрос – про ваш «чемоданчик» для воскресных школ. Кроме методических материалов и учебных пособий (которых существует немало), что еще входит в него? Чем он так ценен для воскресных школ?

– Важно отметить, что один «чемоданчик» полностью обеспечивает материалами целую воскресную школу. Помимо пособий, в комплект входит диск со справочными материалами, и это настоящий кладезь полезной информации: пакет необходимых документов для работы воскресной школы, нормативные документы в последней редакции, рекомендации для аттестации и открытия школы, готовые образцы бланков.

Кстати, а что это за документы? И почему так важно учитывать, в последней они редакции или в предпоследней?

– Дело в том, что пару лет назад Синодальный отдел религиозного образования и катехизации принял пакет новых нормативных документов (у них длинные названия, но если говорить кратко, речь идет о Положениях, Стандартах, Дорожной карте и Техническом задании – кому надо, те поймут, о чем речь). Так вот, важно отметить, что УМК «Приходская школа "под ключ"» не только публикует эти важные документы, но на сегодняшний день это, насколько мне известно, единственная линейка пособий, созданная с учетом требований данных документов.

Это действительно важно. А что еще есть на диске со справочными материалами?

– После папки с документами идет папка с библиографией – там дается список учебных пособий, получивших гриф ОРОиК, причем эти пособия систематизированы по предметам и возрастам. Здесь же дается список бесплатных электронных библиотек – прежде всего, тех, с которых можно что-то скачивать. Если какую-то книгу не удалось найти, здесь же дан адрес букинистического сайта, где можно найти практически любую книгу.

Далее идет подборка интернет-ресурсов: сайт Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации, образовательные порталы, которые нужны для работы воскресных школ, сайт, посвященный святоотеческому толкованию Писания, группы в соцсетях, православные лектории, видеоэкскурсии по знаменитым музеям мира. Всего около тридцати сайтов.

Еще в «чемоданчике» все наши цветные рабочие тетради продублированы на диске в черно-белом варианте. Ничего не надо докупать – просто можно взять и распечатать. Если детей в классе мало, можно распечатать каждому по листочку, а если много, напечатать один лист в формате А1 и выполнять задание у доски.  

Потом идет папка с наглядными пособиями и инфографикой – всего 74 файла. Два больших проекта предоставили нам свои разработки – это «Академия веры» (40 файлов) и «Школа Фомы» (34 файла). Все в хорошем качестве, можно выводить на экран или распечатывать.

Отдельная папка – игры и квесты. Здесь вы найдете запись вебинара по организации квеста на приходе, готовые сценарии квестов, сценарии игр (например, 28 игр на сплочение детского коллектива), подборку православных настольных игр.

Далее – папка со сценариями праздников. Здесь запись двух семинаров, посвященных организации праздников на приходе (за этот материал спасибо Добровольческому движению «Даниловцы» и лично отцу Иоасафу (Полуянову)). Но самое главное, здесь даны 72 сценария для приходских праздников (!), причем они публикуются в вордовском формате, а значит, их можно редактировать при необходимости.  

Наконец есть папка «Кинопедагогика». Здесь дается список фильмов для просмотров и обсуждения с подростками. Можно организовать приходской киноклуб и дискуссионный клуб. Тут же описана очень интересная методика, которую разработал Александр Костюченко. Детям предлагается притча, потом выясняется, какая главная идея в притче, по аналогии придумывается некий сюжет, на следующем уроке по этому сценарию снимается ролик, педагог его монтирует, подкладывает музыку, шумы. На следующей встрече все это смотрят и обсуждают. Алгоритм этой работы в папке подробно описан.

На сколько же лет рассчитана программа такого комплекта?

– Сейчас программа (она, кстати, тоже есть на диске со справочными материалами) рассчитана на пять лет – все курсы по одному году, а 3-й курс, «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа», можно проходить два года.

Но в ближайшее время будет завершена работа над расширенной версией программы, она будет рассчитана на девять лет. Каждый курс будет дополнен. Так, 1-й курс расширится за счет уроков по подготовке к школе, 2-й – за счет уроков по истории древнего мира, 3-й – за счет уроков по церковнославянскому языку (они будут необычно построены – в виде практикума), 4-й – за счет уроков по истории искусства.

Это будут какие-то дополнительные пособия?

– Нет, программа с подробным поурочным планом и всеми ссылками на видеоролики будет вывешена на сайте детоводитель.рф, и ее можно будет просто скачать.


Здорово! А что дальше? Когда закончится работа над расширенной программой, проект можно будет считать завершившимся?

У меня такое чувство, что проект только начинается, и у него огромный потенциал. И об этом свидетельствует такой факт: всего за полгода после выхода проекта, на этот курс перешла примерно пятая часть всех школ Русской Православной Церкви. Сейчас проект развивается сразу в трех направлениях. Прежде всего, как я уже сказал, идет работа над расширенной программой. Кроме того, с сентября по материалам этого курса планируется запустить онлайн-школу (в формате вебинаров) для детей с ограниченными физическими возможностями. Дети будут смотреть уроки в реальном времени (или в записи), получать и выполнять задания. И третье – для каждого из трех первых курсов планируется создать квесты.

Первый такой квест уже вышел, он называется «Земля обетованная» и посвящен служению пророка Моисея, казням египетским, дарованию Закона и построению Скинии. Этот набор включает в себя подробную инструкцию, сценарий и весь необходимый для проведения квеста реквизит. Получилось очень красиво! В этом проекте участвовала команда разработчиков с забавным названием «Kotikiteam».

Кто еще причастен к этому замечательному проекту?

За методику в нашем проекте отвечает Татьяна Комарова, за красоту – художница Алина Негода. Еще один незаменимый член команды – Валерий Невский – ответственен за верстку и монтаж. Хочется также отметить протоиерея Павла Великанова и Владимира Гурболикова (на самом деле, здесь нужно было бы упомянуть много имен), которые безвозмездно предоставили весьма ценные материалы. И отдельная благодарность – сотрудникам Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонаху Геннадию (Войтишко) и Дарье Дмитриевне Кочкиной, которые дали весьма ценные рекомендации по улучшению проекта.

Ну, и последний вопрос: где все ваши курсы и материалы можно приобрести?

Сайт Детоводитель.рф или Detovoditel.ru

Беседовала Анна ФИРСТОВА

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓