Подростковое путешествие «на страну далече»

26.12.2018

3426243.jpg

Головная боль современных родителей, вырастивших детей в вере, старавшихся привить им любовь к Церкви и богослужению: наступает трудный возраст – чадо будто подменили. И теперь подросток не хочет идти на службу, бунтует против домашних традиций, слушать ничего не хочет про Церковь, увлекается модными среди его светских сверстников поветриями и субкультурами… Что в такой ситуации делать православным папам и мамам? Как помочь подростку вновь встретить Бога, чтоб уже не расставаться?

 

Подросток XXI века:
есть ли связь с внешним миром?

Ах, как тяжело живется современному подростку! Вспомним себя в далеком отрочестве. Мы-то были окружены одинаково настроенными советскими людьми, а все равно испытывали мучения переходного возраста. Не то сейчас. Современного «тинейджера» угнетает и бурный рост тела, и невиданный с младенчества рост духа. Именно в этом возрасте ребенка начинают волновать вечные вопросы бытия, а школа и улица, интернет и телевидение не только не способствуют разрешению этих вопросов, а частенько лишь сильнее запутывают его.

Все эти современные теории, вся эта открытость любой информации, даже самой ненужной и неполезной, создают полнейший хаос в мозгу неустоявшейся еще личности тинейджера. Со всех экранов и биллбордов ему кричат: «Получай удовольствие от жизни любой ценой! Покупай – и будешь счастлив! Погрузись в пучину порока – и обретешь радость и покой!»

Хорошо, если у подростка есть доверие к родителям или духовнику, и он может советоваться с ними по самым разным вопросам. А если нет? Если эта тонкая ниточка, связывающая ребенка с нормальным внешним миром, разорвана? Тогда хорошо бы был во всех городах православный телефон доверия, чтобы можно было, не называя имени, спросить или посоветоваться, или попросить помощи у взрослого человека, а еще лучше – у священника. Чтобы кто-то мог тебя утешить: ты не один в этом безумном мире, мы с тобой, а с нами – Бог! И все-таки лучше всего, если таким мудрым, понимающим человеком будет мама или папа подростка.

 

Поколение «церковных детей»
и переоценка ценностей

Наконец-то мы можем с уверенностью сказать, что в нашей Церкви выросло поколение детей, воцерковленных с рождения. Мы сами пришли в храм уже в сознательном возрасте, а вот наши дети были крещены в младенчестве, причащались каждое воскресение и воспитывались на Евангельских ценностях. Нам казалось, что это гарантирует им твердую веру и стойкость против всех соблазнов мира. Но они росли, а мы убеждались в том, что переоценка ценностей касается и наших верующих детей. Убеждались в том, что наш милый малыш, бьющий некогда земные поклоны с удовольствием и даже энтузиазмом, вдруг стал взрослым и отказывается идти на литургию, не хочет молиться перед сном...

Оказалось, что все наши усилия пропали даром – все разговоры о Боге, чтения житий святых, молитвы утром и вечером. Неужели все это было напрасно?!

Когда я испытала это чувство невыносимой потери впервые (со старшей дочкой), мне казалось, что привычный мир нарушен навсегда. Я лихорадочно искала причину такого невозможного охлаждения к вере в каких-то неправильных шагах своего воспитания и винила во всем себя.

Слава Богу, что у всех нас есть духовники, и мы можем посоветоваться с ними по любому вопросу. Тогда-то я и пришла к батюшке в слезах и недоумении. И он меня очень быстро успокоил. Он напомнил мне, что и в дореволюционной России молодежь бывала настроена критично и даже богоборчески. Вспомним хотя бы Пушкина с его хулиганскими поэмами или Куприна с его рассказами. Все дело в том, что подростки переосмысливают не только свои отношения с родителями и сверстниками, они переоценивают буквально все ценности, привитые с детства.

А у ребенка верующего главной ценностью являются как раз отношения с Богом. На место детской слепой веры в доброго Боженьку должна явиться осмысленная и сознательная вера во всемогущество Всевышнего, в строгий и стройный замысел Творца. И если мы это поймем, то метания ребенка будет легче понять и принять. Наша задача в данной ситуации – не обвинять чадо во всех смертных грехах, не ругаться с ним по поводу (и без повода), а помочь подростку утвердиться в вере. Поэтому главные наши действия здесь – усиление собственной молитвы за ребенка: да, я не в силах изменить эту ситуацию, я не умею и не могу совершить чудо обретения Бога моим чадом, но Ты, Господи, можешь все – я в это верю, так прими мое чадо под Свой покров!

 

Возвращение блудного сына

Господь поругаем не бывает. Моя старшая дочь не ушла из Церкви, как я боялась. Сейчас она православная журналистка, и мне радостно это знать. Но подрастают другие мои дети, проблемы повторяются. Только сейчас я отношусь к этому с пониманием, без лишних слов и движений: стараюсь поддержать своего ребенка в это тяжелое для него время, помочь ему укрепить пошатнувшуюся веру – действую с любовью, без давления и скандалов. «Невольник – не богомольник», эта народная мудрость сюда как нельзя более подходит. Я думаю, что мы должны дать нашему подростку время, не торопить его в принятии Бога. Намного хуже было бы заставлять ребенка принимать участие в церковных Таинствах, если он в них разуверился. Такой обман был бы тяжким грехом, по-моему. Это с одной стороны. А с другой – мы должны больше доверять Богу, дать Ему возможность действовать в жизни нашего чада по Своему Промыслу.

Все мы помним притчу о блудном сыне, а потому можем осознать, что подобные проблемы существовали и в древности: сыновья уходили от Бога «на страну далече» и выбирали себе в пищу вместо хлеба насущного (богообщения) – рожки (соблазны мира). Но вот что окрыляет: и тогда, и сейчас дети возвращались к своему Небесному Отцу рано или поздно, и Он принимал их в Свои щедрые объятия «без условий и контрибуций». Так и мы обязаны принять наше чадо, радуясь возвращению заблудшей овцы, как и пастырь радуется этому светлому событию. Вспомним об этом, и не будем упрекать свое чадо в том, что изменить он уже не может, и лучше возрадуемся вместе с ним новому Сретению!

А нашим мятущимся детям можно сказать только одно: мы, ваши родители, ждем вашего возвращения в храм и верим, что оно обязательно состоится! 

Юлия КОМАРОВА

Публикация сайта Симферопольской епархии

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓