При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Книга для родителей от батюшки и матушки

10.04.2016

212111.jpg

В издательстве «Никея» вышла  книга известного петербургского автора протоиерея Константина Пархоменко и его супруги психолога Елизаветы Пархоменко «Вот наследие от Господа. Батюшка и матушка о воспитании своих детей». Презентация  нового издания пройдет 11 апреля в Санкт-Петербурге.

Эта пара – уникальный, интереснейший союз двух единомышленников, двух соработников в деле взращивания и воспитания детей – как своих, так и приходских. Отец Константин и Елизавета, несмотря на молодость, написали свою первую книгу о воспитании детей еще пятнадцать лет назад, когда у них был только один ребенок.

После этого было издано множество книг, отец Константин Пархоменко – один из первых популярных авторов-священников, книги которого выпускались в начале нулевых светским издательством (причем огромными тиражами) и были востребованы читателями. Очень популярен и сайт отца Константина, на котором он часто выкладывает «путевые заметки» со своих путешествий, которые происходят нередко в составе всей семьи – а сегодня у супругов Пархоменко уже пять детей. Популярность и книг, и заметок отца Константина неудивительна: его тексты всегда ясны, понятны, глубоки, основаны на собственном живом опыте.

Сейчас книга супругов Пархоменко о воспитании детей выпущена и издательством «Никея». Как вырастить из малыша христианина? Как постараться сделать так, чтобы взрослеющий ребенок не отошел от веры, чтобы он научился отличать добро от зла и сознательно и свободно выбирал добро? Книга протоиерея Константина и его супруги Елизаветы – живой вклад в восстановление утраченных традиций, она не только поможет найти ответы на волнующие многих вопросы, но даст возможность увидеть путь, следуя которому мы учимся задавать их себе, размышлять и находить решение. На опыте семьи священника можно будет также увидеть, как обогащают подход к воспитанию детей знания об особенностях их развития, способах решения возникающих проблем, накопленный специалистами в этой области – психологами.

Презентация пройдет 11 апреля в 19 часов.

Адрес: Санкт-Петербург, Владимирский проспект, дом 23. Магазин «Буквоед».

 

Портал «Приходы» предлагает читателям отрывок из новой книги протоиерея Константина Пархоменко и его супруги Елизаветы:

Модель взаимоотношений с миром, людьми и Богом

Отец Константин:

Все мы, верующие родители, мечтаем, прежде всего, видеть своих чад верными членами Церкви, добрыми христианами, Божьими людьми. С самого раннего возраста стремимся привить им веру и любовь к Богу, постоянно возносим молитвы о том, чтобы Господь не оставил наших детей, но Своими, нам неведомыми, путями и способами сделал их верными и любящими Его чадами.

Но какова мера участия в этом процессе родителей? Естественно, что они не зрители, но участники Божественного воспитания. Но помощники ли они Богу? Не случается ли так, что мы, родители, портим характер, душу ребенка?

Младенца в теле матери творит Господь, но не без участия человека. Роль человека велика в акте возникновения новой жизни. Новая душа рождается в мир вовсе не «чистым листом бумаги», на котором будет постепенно вырисовываться ее судьба. Маленький человечек получает от родителей целый спектр разнообразных качеств, физических и душевных. За одни он будет благодарен родителям, другие получит как тяжелый груз, который, возможно, будет крестом его на всю жизнь.

Пархоменко2.JPG

Елизавета:

Первая задача родителей, желающих воспитать детей не себе, а Богу, – быть, насколько это возможно, хорошим звеном в цепи поколений. Для кого-то это значит с помощью Божией начать путь к совершенству с нуля, но чаще всего такой шаг требует от нас внимательно и ответственно отнестись к своим недостаткам, попытаться не дать им перейти в следующее поколение, а доброе – увидеть в себе и взрастить. Осознать, что в творении нового человека от родителей зависит больше, чем нам бы порой хотелось, что в словах Ветхого Завета о том, что дети несут наказание за грехи родителей, содержится большая доля истины. Нет, конечно, Бог не накажет детей за чужую вину, наоборот, Он будет милостивее к ним, но они в своей природе понесут эту причастность к грехам предыдущих поколений. Так, ребенок наркоманов, родившийся с психическими или физическими отклонениями, не виноват, но все равно несет на себе печать болезненного пристрастия своих родителей.

Отец Константин:

Здесь нужно сделать пояснение для читателей, рассказав о библейском взгляде на эту проблему. Многие верующие спрашивают: как совместить указание Библии на то, что дети за грехи родителей проклинаются до какого-то поколения, с тем, что в другом месте Библии сказано, что дети за грехи родителей вины не несут?

В самом деле, например, в книге Исход мы читаем: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Исх. 20: 5).

Но впоследствии это предупреждение было отменено. Пророк Иезекииль говорит: И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои: душа согрешающая, та умрет (Иез. 18: 1–4). Об этом же свидетельствует библейская книга Второзаконие: Дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор. 24: 16).

Понять смысл библейского предупреждения мы можем, если внимательно вчитаемся в приведенные тексты. Из них следует, что наказываются дети, продолжающие и усугубляющие грех родителей. Обратим внимание: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Исх. 20: 5). Если дети грешных родителей ненавидят Бога, то есть грешат, они усугубляют грехи предков, более того, сами принимают вину и проклятие за грехи предков. Если же они вразумились и исправились, то никакой вины за грехи предков потомки не несут.

Елизавета:

Да, я отмечу и другую сторону вопроса: как грехи имеют свойство накапливаться и передаваться по наследству, если потомки ходят греховными путями своих предков, так и добродетели накапливаются и передаются потомкам. Вспомним только, у каких прекрасных родителей родилась Божья Матерь, Иоанн Креститель, Сергий Радонежский...

Если спросить любых родителей, какими они хотят видеть своих детей, то, наверное, любые нормальные родители, и верующие, и неверующие, скажут, что хотят видеть своих детей счастливыми. И все же они будут говорить о разном. Человек неверующий хочет своему ребенку земного счастья и благополучия. Верующий человек тоже этого хочет, но еще больше он хочет своему ребенку счастья вечного, жизни с Богом. Земное благополучие не всегда идет рука об руку с возрастанием в Боге. Наверное, каждый глубоко верующий родитель мечтает, чтобы его чадо имело своей главной радостью общение с Богом, и как в благополучии, так и в несчастье, трудностях, было счастливо единственно подлинной радостью – Богом, Который всегда рядом, как это было со святыми.

Что мы сможем сделать для достижения желаемого результата? От нас зависит гораздо больше, чем нам хотелось бы. Прежде всего, это касается работы над собой и личного возрастания в Боге.

Православное богословие учит, что человек – это образ Божий. Одним из основных проявлений образа Божьего является способность человека, подобно Богу, творить. Человек призван творчески относиться к любому аспекту своей жизни. Высшим проявлением творчества святые называют молитву. Другим высшим проявлением этого дара является возможность соучаствовать с Богом в творении человека – воспитывать ребенка.

ЕлизаветаПархоменко.jpg

Человеку очень много дано. Человек вознесен Богом на неимоверную высоту. Недаром святые отцы говорили, что человек призван стать богом по благодати, обóжиться. Как высший дар любви Бога к человеку ему дана свобода воли. «Может ли Бог создать камень, который Сам не сможет сдвинуть?» – задавали вопрос богословы и отвечали, что таким камнем является свобода человека. Человек сотворен свободным настолько, что от его свободного решения зависит его вечная жизнь и судьба. Сам человек принимает решение: жить в вечности – или подвергнуть себя вечной и бесповоротной гибели. Господь, как бы Он ни любил человека, не может отменить его выбор.

Одна из составляющих свободной воли – ответственность за свои действия и их последствия. Мы творим и свою жизнь, и влияем на жизнь окружающих. Мы поистине творим фундамент жизни детей. Если мы являемся соработниками Бога, подходим к этому вопросу ответственно, мы помогаем Ему в работе над душой человека.

В православном богословии, в богослужебных текстах, молитвах постоянно возникает тема первородного греха, последствия которого несут все люди. Святые отцы говорили, что первородный грех постоянно повторяется, совершается опять и опять. Адам и Ева, как говорит Библия, совершили грех, пошли против послушания, доверия, любви к Богу – и мы несем последствия этого первородного греха и страдаем. Мы грешим, а наши дети несут последствия нашего греха и страдают.

Механизм передачи греха здесь довольно простой. Для ребенка семья – это весь мир, и другого он пока еще не знает. Таким образом, все, что он увидит, услышит, воспримет от родителей, западает ему глубоко в душу и остается в подсознании, потому что психика ребенка бессознательна и оттого открыта воздействию.

Все мы знаем, как тяжело меняться взрослому человеку даже в простых бытовых привычках. Что же говорить о том, что заложено в детстве и глубоко закрепилось в личности человека!

Отец Константин:

Если ребенок не получает необходимой ему любви в раннем детстве, то, не имея опыта любви, он в результате вырастает обиженным на весь мир и тоже не способным любить. Что он передаст следующему поколению? Очень вероятно, что и его дети понесут ту же ношу недолюбленности и, соответственно, неумения любить. Так часто и получается, что душевные изъяны передаются из поколения в поколение.

Елизавета:

Человек рождается, вырастает и в какой-то момент жизни, чаще всего в трудный период, вдруг понимает, что несет на плечах целую груду грехов. Это может быть жадность, зависть, опять же неумение самоотверженно любить и многое другое. Все эти черты, с одной стороны, безусловно, являются грехами, а с другой – вроде бы не являются его личным приобретением. Потому что понятно: когда человек упорствует в грехе, – например, раз за разом позволяет себе обманывать кого-то или воровать, – в этом случае естественно, что постепенно грех становится страстью и начинает властвовать над ним, это грех, который укоренился в человеке по его воле и вине. Хотя в данной ситуации человек вроде бы не ответственен за какой-то грех, он просто неожиданно открыл его в своей душе. Но в то же время очевидно, что это грех и от него надо избавляться, и делать это очень трудно. Очищение от греха сопряжено с огромными душевными усилиями и болью.

Отец Константин:

Соответственно, если человек старается противостоять греху, он в той или иной степени получает возможность не передавать его следующим поколениям. Таким образом, человек участвует в процессе приумножения или уменьшения первородного греха. К сожалению, часто приходится видеть, что люди, подобно снежному кому, увеличивают и отягощают греховное наследство: не только не борются с теми грехами, которые получили от родителей, а наоборот, прибавляют к ним другие.

121109.png

Елизавета:

Часто мы невольно повторяем в своих семьях в отношении к своим детям модель воспитания, которую видели в отношении к нам наших родителей. Бывает и так, что люди не только повторяют эту неверную модель воспитания, но добавляют и свои ошибки. Например, родители могут не хотеть поступиться личными интересами, когда рождается ребенок, – карьерой, высокой зарплатой и т.bп. Тогда ребенок получает вдобавок к тому, что перенято его родителями от предыдущих поколений, еще и последствия личного греха своих родителей.

Во власти людей и остановить накопление первородного греха, помочь следующему поколению стать свободнее от него. Для этого воспитание детей надо начинать с воспитания своей души.

Отец Константин:

Чаще всего, как уже говорилось, грех наслаивается, добавляются личные грехи. Нередко родители создают своим детям дополнительные проблемы, действуя из самых лучших побуждений. Они могут следовать каким-либо культурным или семейным традициям, неправильно понятым религиозным требованиям. Так, в одной семье услышали, как батюшка на проповеди сказал, что надо ребенка, пока он еще маленький, пока душа его еще мягкая, воспитывать в строгости и добиваться от него полного послушания. Родители стали выполнять советы батюшки, требовать от ребенка двух-трех лет абсолютного послушания и покладистости. Безусловно, и батюшка, и родители хотели только добра, но можно предположить, что вряд ли из такого воспитания получится что-то доброе. Как известно, в этом возрасте ребенок переживает кризис развития, когда он все стремится делать сам, постоянно противоречит родителям, проявляет упрямство. И это нормально, более того, необходимо для дальнейшего правильного, гармоничного развития. У одних детей этот кризис проходит мягче, у других – более явно, но в любом случае при правильном отношении к ребенку в это время все эти трудности вскоре проходят и забываются. Пытаться «сломать» упрямство ребенка в этом возрасте – значит либо породить в нем безволие (поломать ему характер), либо вызвать протест и хроническое упрямство, и тогда неприятные особенности, которые ушли бы через полгода-год, могут остаться в характере человека на всю жизнь.

Елизавета:

«Ты должен быть таким-то», – требует родитель. И ребенок соглашается, стремится оправдать ожидания родителя, потому что для него страшно потерять его расположение. Кроме того, у родителя есть установки, представления о жизни, о ребенке, о том, каким он должен вырасти. Хорошо, если эти представления соответствуют возможностям ребенка, Божьему промыслу о нем. Родители вербальным или невербальным образом требуют от ребенка: «будь таким-то», а «таким не будь», «делай то-то» и «не делай того-то», «ты должен поступать таким-то образом и не должен по-другому». Казалось бы, что здесь плохого? В том, что родители требуют от ребенка всегда поступать хорошо?

Правильные установки, правильное отношение к жизни могут быть только результатом добровольного принятия их ребенком. Родители передают их примером собственной жизни, ребенок перенимает их, желая подражать самым авторитетным для него людям. Они не навязываются насильно – скорее, можно говорить о сотрудничестве, в котором родители помогают малышу научиться тому, что по причине его малости и слабости трудно для него.

Плохо, когда ребенку навязывают правила поведения, отношение к жизни, не учитывая его возрастных и личностных особенностей, готовности, способности выполнять требуемое. Даже если родители требуют от своего ребенка правильных, нужных качеств, навязанные ребенку извне, насильно, они будут только его бедой. Доброе, что вошло в характер человека под воздействием родительских требований, не является его личным выбором, не пережито им глубинно, не принято, не осознано, остается для него внешними требованиями.


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты Илиинского прихода:

Наименование: Храм пророка Илии в Черкизове
Юридический и фактический адрес: 107553, г.Москва, ул. Б.Черкизовская д.17
ИНН/КПП 7718117618 / 771801001
ОГРН 1037739274264
ОКАТО 45263594000
Банковские реквизиты:
р/с 40703810900180000148
в ОАО «МИнБ» г. Москва
к/с 30101810300000000600
БИК 044525600

В переводе указать "пожертвование на поддержку сайта".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.